Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Обзор журнала «Традиции» № 3, 2023 год

На страницах Всероссийского ежеквартального познавательного журнала «Традиции» вы найдете статьи о традициях, культуре разных народов, мастер-классы по основам русских и национальных ремёсел. Вас ждёт знакомство с новыми и незаслуженно забытыми именами деятелей науки и культуры.

В третьем выпуске журнала «Традиции» за 2023 год (июль-сентябрь) немало интересных материалов. Статья Веры Цыпляевой «Костромской театр» посвящена одному из старейших провинциальных театров, а также становлению и развитию театрального музея. Лишь немногие театры могут с уверенностью назвать дату своего рождения. Год становления театра в Костроме – 1808, о чём сообщает запись в журнале Костромского губернского приказа общественного призрения. Толчком к развитию театрального искусства в Костроме стали события Отечественной войны 1812 года, когда в город был эвакуирован Московский Императорский театр. Это событие оказало огромное влияние на культуру Костромы и заложило основу театральных традиций.

В Костромском драматическом театре были поставлены все пьесы Александра Николаевича Островского, именно во многом благодаря этому театру в 1923 году было присвоено имя известного драматурга. В предметном мире пьес Островского часто встречается описание костюма и его деталей. Пристальное внимание к костюму перешло в театр из жизни, утверждавшей, что внешнее есть отражение внутреннего в человеке. Поэтому костюм можно рассматривать, как зашифрованный человеческий характер. Музей театрального костюма живет динамичной жизнью театра и существует уже более 20 лет. За 200 лет существования театра была собрана уникальная коллекция более чем из 10 тысяч предметов театрального костюма, которая легла в основу музейного собрания.

7 марта 2023 года исполнилось 145 лет со дня рождения знаменитого художника, академика живописи Бориса Михайловича Кустодиева, родившегося в Астрахани в 1878 году. Произведения Кустодиева вошли в золотой фонд отечественного и мирового искусства. Их отличают выразительность образов, высокая художественность, отражение типических черт российской действительности конца XIX – начала XX века и любовь к своему, русскому, которая всегда была, как писал сам мастер, основой его творчества, «единственным сюжетом его картин». О Доме-музее Б.М. Кустодиева читайте в рубрике «Знакомимся заново». В этой же рубрике Валерий Бурень знакомит читателей с одной из самых противоречивых фигур в истории Белоруси и не только – композиторе Михале Клефасе Огинском, известном многим своим полонезом «Прощание с Родниной». В своей усадьбе «Северные Афины» Огинский устраивал музыкальные и литературные вечера, где исполнялись в том числе и его произведения.

В третьем номере журнала читатель встретится также с таинственной Африкой, страной с богатой природой, экзотическими традициями и национальной культурой. Совершит путешествие в Башкирию и Белоруссию, познакомится с особенностями национальных народных костюмов. Помимо защиты тела, в костюме находит отражение духовный мир человека, художественные вкусы и традиции. В условиях современной глобализации чрезвычайно важны вопросы сохранения народного костюма как части национальной идентичности.

Обзор журнала «Традиции» № 4, 2023 год

В четвертом номере журнала (октябрь-декабрь) в рубрике «Образование и культура» читатель найдет несколько материалов об Острове Свободы. С Кубой нас связывают столетние дружеские отношения. О крупнейшей выставке картин российских художников, посвященных Кубе, расскажет статья В. Н. Анисимова «О, Гавана! Транзит». В этой же рубрике читатель познакомится с уникальной «Соборной светомузыкой», соединением света и музыки, цвета и звука, воплощенная в Никольском Морском соборе в городе Кронштадт. Также полезной будет статья о творчестве православных художников. Как возникла традиция проведения православной художественной выставки в одном из старейших культурных центров Москвы читайте в статье Ирины Телесниной.

В рубрике «Знакомимся заново» представлены интересные и познавательные статьи. Исторические источники свидетельствуют, что основание московского Спасо-Андроникова монастыря произошло в 1350-е годы и связывает его с именем митрополита Алексия. Возвращаясь из Константинополя, Алексий вёз с собой византийскую икону Спаса Нерукотворного. На Черном море корабль митрополита попал в сильную бурю. Обращая свои молитвы об избавлении от гибели к иконе Спаса Нерукотворного, митрополит дал обещание в случае успешного завершения путешествия построить в честь этого образа монастырь. Первым игуменом нового монастыря стал ученик Сергия Радонежского, инок Троице-Сергиева монастыря Андроник, в честь которого монастырь и получил позднее название Спасо-Андроникова. Со времен Дмитрия Донского и вплоть до начала XX века на территории монастыря хоронили достойнейших людей. Разоренному, но сохранившему отдельные надгробия некрополю монастыря в музее посвящена отдельная экспозиция под открытым небом. Накопленные в Спасо-Андрониковом монастыре за шесть веков его существования иконы, литургические сосуды, облачения, книги и кресты после Октябрьской революции были разграблены или уничтожены. Чтобы спасти архитектурный ансамбль монастыря и сохранить память о похороненном здесь великом русском иконописце, преподобном Андрее Рублеве, в 1947 году был создан музей. Ещё до своего открытия он стал настоящим культурным центром, куда стекалась московская интеллигенция, открывавшая для себя ранее неизвестный мир древнерусского изобразительного искусства и его духовный смысл. О музее читайте в статье Г. В. Попова «Спасо-Андроников монастырь. Музей имени Андрея Рублева».

Статья Алексея Шаламова «Иван Сытин – книгоиздатель-просветитель» этой же рубрики расскажет о личности этого человека. Родившись в небогатой крестьянской семье, он стал одним из крупнейших предпринимателей в России. Огромная издательская империя была создана только талантом и трудом Ивана Дмитриевича и его сотрудников. Как он совершил революцию в книжном деле и разбудил тягу к чтению у целой страны, узнаете из статьи.

Заслуживают интерес и материалы о Покровской старообрядческой церкви в подмосковном Серпухове. Это замечательный образец церковного зодчества начала ХХ века. Внутренне убранство Покровской церкви сохранилось без изменений с 1012 года: полы из метлахской плитки, двери и рамы со старинной фурнитурой, дубовые иконостасы и киоты…

Немалый интерес представляют публикации о музеях Антона Павловича Чехова «Мелихово» в Подмосковье, о хранилище телеутской культуры музее «Чолкой» в Кемеровской области. В номере вы найдете также материалы Павла Сапотько о братских связях россиян и белорусов.

Обзор журнала «Традиции» № 1, 2024 год

Из первого выпуска журнала «Традиции» за 2024 год (январь-март) читатель узнает о российско-китайских взаимоотношениях в самых разных сферах: образовании, культуре, экономике. Фестиваль китайской живописи гунби прошел в Москве уже в шестой раз. Стиль гунби (в переводе с китайского – «тщательная или прилежная кисть») возник во втором веке до нашей эры при династии Хань. Этот стиль изображения отличает особое внимание к деталям, парадность и декоративность. Для картин в стиле гунби характерно реалистичное изображение предметов, окрашивание во множество слоёв, иногда до ста, и наличие тщательно выписанных контурных линий. В стиле гунби работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов.

На страницах журнала можно познакомится также с материалами об уникальных музеях-усадьбах России. Заслуживает интереса краеведческая статья научного сотрудника Ярославского художественного музея Л.И. Левиной о Доме-музее академика, скульптора Александар Михайловича Опекушина в селе Рыбницы Ярославской области. За свою долгую жизнь Опекушин создал множество скульптурных произведений, но более всего известен как автор первого памятника А.С. Пушкину, открытого в 1880 году в Москве на пересечении Страстного бульвара и Тверской улицы. В 1988 году в здании лепной школы села Рыбницы был создан музей A.M. Опекушина. Реставрация здания и подготовка к созданию экспозиции «Лепных дел мастера» заняли почти 20 лет. Сейчас земляки великого скульптора, а также знатоки и любители русской культуры и истории, получили возможность открытия малознакомой и значительной страницы истории России и Ярославии.

О популярной и красивой усадьбе, находящейся в 130 км от Москвы, поведает статья «Дом над Окой». Живописный уголок Василий Дмитриевич Поленов открыл вместе со своим учеником Константином Коровиным в 1887 году, путешествуя по реке Оке на старом колесном пароходе. Создавая дом более ста лет назад, Поленов поставил перед собой непростую задачу: построить дом для своего многочисленного семейства, организовать художественный музей и создать творческую площадку для себя, своих друзей и учеников. Как были воплощены задумки художника, читатель узнает из статьи научного сотрудника музея-заповедника В.Д. Поленова Юлии Богачевой.

О другом музее-заповеднике им. М.А. Шолохова, расположенном на Юге России, поведает статья Лидии Слюсаренко «Роман под открытым небом». Музей, где каждый уголок донской земли, воспетой Михаилом Шолоховым, служит живой иллюстрацией его великого романа, продолжает жить и рождает новые сюжеты. Экспозициями и экспонатами служат хутора и станицы - исторические, культурные, этнографические составляющие жизни донского казачества, формы хозяйствования казаков и, конечно же, сама природа донского края. Музей расположен на территории нескольких хуторов и, действительно, является огромным музеем под открытым небом.

И много других интересных статей ждёт своего читателя на страницах журнала.

Обзор журнала «Традиции» № 2, 2024 год

Во втором номере журнала «Традиции» читатель найдет много материалов, посвященных актуальной теме – Году семьи в России. В рубрике «Образование и культура» читатель может познакомиться со статьями о воспитании детей в Чеченской республике, где труд с давних времен является важнейшим источником воспитания. Система трудового воспитания у чеченцев имеет глубокие и далекие традиции, в которых отражена любовь и уважение к труду и людям труда. О специфике семейного воспитания мальчиков и девочек читатель узнает из статей журнала.

В рубрике «Знакомимся заново» читатель откроет для себя родовое имение семьи Толстых – Никольское-Вяземское. Расположенное на границе с Орловской областью, фамильное имение принадлежало предкам писателя по отцовской линии и является филиалом музея в Ясной Поляне. История усадьбы начинается в XVII веке. С 1747 года Никольское стало принадлежать прадеду Льва Толстого – князю Николаю Ивановичу Горчакову, а в 1860 году владельцем усадьбы стал Лев Толстой. В настоящее время территория усадьбы занимает площадь около 16 гектаров. В бревенчатом доме с мезонином размещается музей, липовая и кленово-ясеневая аллеи, в посадке которых принимал участие Толстой, и Успенская церковь. Живописная природа усадьбы вдохновляла писателя. Для своих творческих замыслов Лев Николаевич Толстой широко использовал местный пейзаж.

Музейные комплексы Останкино и Кусково – редкий пример дворцово-парковых ансамблей, сохранившихся в Москве. После объединения в 2022 году усадьбы Кусково и Останкино не потеряли своей уникальности и сохранили главное – дух старины и атмосферу своего времени. Об истории усадеб, их гордости, крепостном театре графа Шереметева, читайте в статье.

В этой же рубрике можно познакомится с историческим очерком В.Н. Кабановой о бытовой культуре казаков одной из старейших станиц Верхнего Дона – Вёшенской. Жизненные условия наложили свой отпечаток на быт казачества, устройство городков и жилищ, одежду, обычаи и обряды. Вид жилища зависел от состоятельности его хозяина и являлся своего рода визитной карточкой семьи. О самой распространенной постройке казаков – курене и об отличиях казачьего куреня от русской избы читайте в статье «Жилище верхнедонских казаков». Также в номере материалы о селе Бахтыбаево, этнографическом музее народа мари, о кухне народов коми, о персидском серебре Урала и другие интересные сведения.