Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Шрифт

Интервал

Цвет сайта

Изображения

Назад

Методпомощь без купюр

 

Шестое чувство: список литературы по развитию интуиции.

 

 

Как стать успешным в современном мире. Часть 2: методические рекомендации для проведения занятий с молодежной аудиторией.

 

 

Как стать успешным в современном мире. Часть 1: методические рекомендации для проведения занятий с молодежной аудиторией.

 

 

Роль чтения художественной литературы в формировании эмоционального интеллекта: методические рекомендации для проведения занятий с молодежной аудиторией.

 

 

Роль чтения художественной литературы в формировании эмоционального интеллекта: методические рекомендации для проведения занятий с молодежной аудиторией.

 

 

В данном методическом пособии мы продолжаем работу с молодыми родителями и предлагаем ознакомиться с литературой по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

 

 

Данное методическое пособие, двенадцатое из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи», посвящено теме школы.

Методическое пособие предназначено для проведения занятий с подростками.

 

 

Данное методическое пособие представляет собой план-конспект занятия продолжительностью 1,5-2 часа и может использоваться библиотекарями и педагогами для проведения занятий с молодежной аудиторией.

 

 

В данном методическом пособии мы продолжаем работу с молодыми родителями и предлагаем подборку книг по репродуктивному здоровью, беременности и родам.

 

 

Данное методическое пособие из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи» посвящено теме отношений между поколениями: самым младшим и самым старшим.

 

Данное методическое пособие из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи» посвящено теме отношений с домашними животными, а точнее, именно с собаками.

 

В данном методическом пособии мы предлагаем обзор литературы о любви и близких отношениях.

 

В данном методическом пособии мы предлагаем обзор литературы по развитию личности. Предложенная подборка литературы отражает современный взгляд на личностное развитие и включает книги последних 5 лет издания. Все эти книги есть в нашей библиотеке.

 

 

От самопонимания к самоопределению: методические рекомендации для проведения занятий с молодежной аудиторией, 2020. – 20 с.

Мы предлагаем вашему вниманию очередное методическое пособие серии «Я в мире профессий». Прямой перевод с латинского слова «профессия» – «объявляю своим делом!». Для того чтобы понять, какое дело является наиболее подходящим для каждого конкретного человека, важно понимать самого себя. В данном выпуске, мы приглашаем к разговору о нас самих, о наших особенностях, ценностях, о том, что движет нашим выбором в профессиональной деятельности.

 

Данное методическое пособие, девятое из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи», приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Все меньше остается ветеранов, принимавших участие в боевых действиях. Но есть еще немало людей, которые прошли через войну, будучи детьми. И война оказала большое влияние на их судьбу, они испытали голод, холод, лишения, потерю близких. Как ведет себя ребенок, когда на его долю выпадают такие испытания, расматривается на примере двух коротких рассказов. Это военный рассказ Андрея Платонова «Маленький солдат» и автобиографический рассказ Анатолия Приставкина «Фотографии».

 

Данное методическое пособие является второй частью серии материалов "Я в мире профессий", посвященных профессиональному самоопределению молодежи. В этом выпуске речь пойдет об актуальных сегодня универсальных компетенциях, или в западной терминологии soft skills. Пособие содержит план-конспект занятия, нацеленного на формирование общего представления об универсальных компетенциях.

 

В данном методическом пособии, восьмом из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи», предлагается обзор литературы для родителей, чьи дети достигли подросткового возраста. Переходный возраст - время взросления, важный этап формирования личности, который ставит и перед родителями и перед самими подростками множество вопросов. Предложенная подборка литературы отражает современный взгляд на воспитание и включает книги последних пяти лет издания.

 

В данном пособии изложены методические материалы для проведения групповых занятий с молодежью по профилактике химических зависимостей (алкоголизм, наркомания, табакокурение) в условиях библиотеки. Материал разделен на две части: информационную, продолжительность которой 15-20 мин, и практическую, продоложительностью 1,5-2 часа.

 

Данное методическое пособие, седьмое из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи», посвящено теме воспитания любви к природе. Для раскрытия этой темы используется библиопсихологический подход. Автор методических материалов предлагает обратиться к трем рассказам, авторы которых жили в разное время, но одинаково тонко чувствовали и любили природу: Дмитрий Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», Андрей Платонов «Цветок на земле» и Виктор Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

 

Данное методическое пособие является первой частью серии материалов "Я в мире профессий", посвященных профессиональному самоопределению молодежи. В этом выпуске представлен план-конспект занятия, посвященного знакомству с миром профессий.

 

Почему наша любовь не длится вечно? Что сделать, чтобы сохранить отношения? На эти и многие другие вопросы, касающиеся взаимоотношений мужчины и женщины, помогает найти ответы данное методическое пособие. Вниманию читателя предлагается групповое занятие на эту тему с подробным описанием каждого этапа его проведения. В ткань занятия включен тест "Круги взаимоотношений".

 

Почти все люди рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако она может расцвести или остаться нереализованной. Развитию креативного мышления посвящено данное методическое пособие. В теоретической части вы узнаете, что такое креативность, какими особенностями обладают творческие люди, основные этапы и препятствия в развитии творчества. Занятие, представленное в пособии, состоит из 2 частей по 1,5-2 часа каждая.

 

Данное методическое пособие из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи» посвящено теме игры и ее значению в жизни ребенка. Детство – это жизнь в игре. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение, осваивает систему человеческих отношений. И задача родителей – дать возможность ребенку пройти этот путь постепенно, в индивидуальном ритме, с учетом его личностных особенностей. Для раскрытия данной темы используется библиопсихологический подход. Пособие предназначено для проведения занятий с молодыми родителями.

 

Данное методическое пособие посвящено очень популярной и актуальной теме современной жизни - тайм-менеджменту. С проблемой нехватки времени сталкивается практически каждый современный человек. Семейные обязанности, каждлдневная работа, учеба, планы, общение, дела, до которых вечно не доходят руки и так далее. Лишь поменяв строй мыслей и приобретя навык правильно реагировать на нескончаемый поток каждодневных обязанностей, можно стать хозяином своего времени и своей жизни. В этом и заключается основная задача тайм-менеджмента. Пособие представляет собой материал двух занятий.

 

О кризисе юношеского чтения размышляют вот уже на протяжении последних 20 лет. Что, как и сколько читает молодежь? Как и чем привлечь юных пользователей в библиотеку? Станет ли для них книга спутницей на всю жизнь? Что влияет на становление талантливого читателя? Эти темы обсуждаются и исследуются издателями, писателями, педагогами, общественными деятелями и , конечно, библиотечным сообществом. Данное исследование направлено на изучение внутренней мотивации, так как именно она вдохновляет человека на чтение художественной литературы.

 

Данное методическое пособие посвящено теме целеполагания. Предлагаемый нами здесь состоит из 2-х занятий, каждое из которых занимает час – полтора, в зависимости от численности группы. На первом занятии участники обучаются постановке целей по схеме «SMART», что в большей степени касается долгосрочного планирования. Второе занятие посвящено главным образом технике краткосрочного планирования дел. Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, библиотекарями, наставниками, работающими с подростково-юношеской аудиторией, а также с учащимися ссузов, вузов, для проведения внеучебных мероприятий.

 

В данном методическом пособии из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи» внимание обращено на то, как родители могут повлиять на развитие ребенка дошкольного возраста. Прежде всего речь пойдет о совместном творчестве и формировании познавательной мотивации. Для раскрытия темы в пособии используется рассказ классика русской литературы Ивана Бунина "Цифры". Пособие предназначено для библиотекарей с целью проведения занятий с молодыми родителями.

 

Данное методическое пособие посвящено актуальной проблеме современности - конфликтам. Вы узнаете, что такое конфликт, каковы причины его возникновения, каковы стратегии поведения в конфликте, какую роль играют конфликтогены. Предлагаемое в пособии занятие состоит из двух частей по 2-3 часа каждая. Упражнения в них подобраны таким образом, что в зависимости от поставленной задачи, можно сокращать время проведения занятия и использовать упражнения по выбору. В приложении даны тесты для оценки уровня конфликтности. Пособие предназначено как для молодежи (учащихся старших классов и студентов), так и для трудовых коллективов (библиотекарей).

 

В данном методическом пособии из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи» мы обратим внимание на семью, которая воспитывает нескольких детей. Я думаю, все согласятся с тем, что результатом семейного взаимодействия должен быть личностный рост. Задача семьи заключается в том, чтобы использовать все составляющие для этой цели. Как могут родители помочь росту детей? Как дети в этом случае могут помочь родителям? Как взаимодействие детей помогает их личностному развитию? Это важные вопросы для семьи, которая пытается стать более гармоничной. Для раскрытия темы мы используем библиопсихологический подход. На сей раз мы остановимся на русской народной сказке «Гуси-лебеди» и на рассказе классика нашей литературы Михаила Зощенко «Бабушкин подарок».

 

Данное методическое пособие из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи» посвящено теме воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Когда рождается такой ребенок, это большое испытание для родителей. Главное для них – занять активную позицию и сделать все для того, чтобы ребенок овладел всеми возможными для него умениями и навыками самостоятельной жизни. И что самое важное – чтобы он нашел свое место в обществе, реализовал себя, стал полезным для людей. Для раскрытия заявленной темы мы используем библиопсихологический подход. В центре нашего внимания будет повесть классика русской литературы В.Г. Короленко «Слепой музыкант», написанная в 1886 году.

 

Данное методическое пособие является продолжением темы уверенного поведения и ораторского искусства и представляет собой психологический тренинг - сборник практических упражнений на эту тему. Тренинг состоит из четырех занятий, каждое из которых имеет свою цель. Пособие предназначено для молодежной аудитории и всех, кто с нею работает.

 

Данное методическое пособие из серии «Пространство ребенка и его место в пространстве семьи» посвящено теме родительской любви и ее значению в жизни человека. Понимание любви и любовь к себе у человека закладываются в глубоком детстве и даже во внутриутробном периоде. Находясь еще в теле матери, ребенок воспринимает ее чувства, слышит все, что происходит в ее окружении и чувствует ее отношение к себе. К сожалению, многие матери слишком рано оставляют своих детей в яслях, детских садах, у бабушек. Причины могут быть разные. Но даже те мамы, которые не работают, а все время находятся с детьми до трехлетнего или школьного возраста, могут не догадываться о том, насколько сильно ребенок нуждается в их присутствии.

 

В данном методическом пособии мы продолжаем работу с молодыми родителями и предлагаем обзор литературы по воспитанию ребенка от рождения до трех лет. Наконец ваш малыш родился, вы стали мамой и папой, вы горды и счастливы и хотите вырастить его успешным, здоровым и уверенным в себе человеком! Сколько забот появилось в вашей жизни и проблем, с которыми вы раньше не сталкивались! Авторы книг, предложенных вашему вниманию, помогут с ними справиться.

 

Теме ораторского искусства, риторики, уверенного поведения и другим связанным с ними вопросам сегодня посвящено довольно большое количество книг, каждая из которых по-своему интересна и уникальна, и в каждой из которых приводится полезнейшая информация. Необходимость иметь хорошую теоретическую базу и владеть знаниями, действительно, важна. Но нельзя забывать и о том, что, помимо теории, существует и практика, которая играет не менее важную роль. Данное методическое пособие предназначено для молодежной аудитории и всех, кто с нею работает.

 

В наше время мы все чаще сталкиваемся с жестокостью в семье, когда родители забывают о том, какую важную роль они играют в судьбе своего ребенка, какое огромное влияние оказывают методы воспитания на формирование его характера, его личности. Современная жизнь рождает массу причин, вызывающих агрессию в обществе и даже в семье, хотя именно семья должна быть теплой и безопасной, особенно для ребенка. Мы раскрываем эту тему на материале литературных произведений, в каждом из которых рассматривается типичная жизненная ситуация.

 

В данном методическом пособии мы продолжаем работу с молодыми родителями. На сей раз мы предлагаем обзор литературы по беременности и родам – такому непредсказуемому, тревожному, счастливому периоду жизни и долгожданному событию, его завершающему. От того, как женщина примет свою новую роль, во многом зависит, насколько близкими станут ее отношения с ребенком, насколько гармоничной личность ребенка будет в дальнейшем. Эта информация будет полезна не только женщинам, будущим матерям, но и будущим отцам новорожденного. Ведь от отца во многом зависит, насколько счастливо и полноценно будет прожит этот девятимесячный отрезок времени в семейной истории. Надежность будущего отца, его любовь, забота и бережное отношение приносят женщине спокойствие, уверенность в себе, возможность направить все силы на установление раннего контакта с ребенком.

 

Каждая супружеская пара сталкивается в семейной жизни с ситуациями, которые могут привести к конфликту. Особенно много таких ситуаций возникает в жизни молодой, малоопытной семьи. Не допустить развития конфликта и продуктивно разрешить его – непростая задача. Поэтому полезно иногда задуматься: «Хочу ли я быть правым или быть любимым?» И если отношения действительно имеют ценность, то, может быть, иногда стоит отказаться от «правоты» в пользу «любви»? В пособии также предлагается опросник для определения уровня конфликтности в супружеской паре.

 

Неуверенность, застенчивость, скованность, напряжение, волнение при мысли о необходимости начать беседу с малознакомым собеседником известны каждому молодому человеку. Как считают психологи, юношество является самым сложным периодом в жизни человека. Эти сложности развития связаны со стремительными физиологическими, гормональными, биохимическими изменениями организма. В результате, качественной перестройке подвергаются и психические процессы, возникают и формируются новые социальные установки, меняется характер взаимоотношения и общения с окружающими. Целью данного методического пособия является формирование эффективных способов коммуникации.

 

Тема преодоления лени весьма актуальна. Социологические опросы молодежи, посвященные этой теме, показывают, что лень является одним из основных факторов, отрицательно влияющих на реализацию жизненных планов молодых людей. В основе внешних проявлений лени часто лежат скрытые, невидимые невооруженному глазу причины. Чтобы ответить на вопрос: «Как справиться с ленью?», необходимо вскрыть эти причины, описать психологические феномены, скрывающиеся за внешними проявлениями лени. Это поможет «посмотреть врагу в лицо», воздействовать на глубинные причины лени.

 

Очевидно, каждому человеку доводилось затрачивать огромное количество времени на подготовку к урокам, лекциям, на сдачу различного рода зачетов и экзаменов. И, вероятно, многим хотелось бы уменьшить это время. Возможно ли это? Конечно, если научиться быстрее запоминать. Немалое количество временных затрат сокращается при освоении приемов и техник эффективного запоминания. Кроме того, временные потери возрастают из-за плохого внимания. Умение сосредотачиваться и не отвлекаться лежит в основе эффективной учебы. За счет этих двух составляющих можно значительно улучшить скорость и качество работы с информацией. В данном пособии изложены самые простые и эффективные способы запоминания материала.

 

Еще французский писатель Франсуа Ларошфукозаметил, что почти все люди жалуются на свою память, но никто – на свой здравый смысл. Именно она, коварная, подводит в самый неподходящий момент – а где он, подходящий? Но, если во времена Ларошфуко еще можно было позволить себе роскошь иметь слабую память, то в ХХI, информационном веке, это невозможно. Стоит отметить, что память человека эффективно работает не только и не столько с помощью тех или иных техник и приемов запоминания информации. Важную роль в развитии памяти играют, казалось бы, не связанные с памятью навыки, такие как умение эффективно слушать и вести записи актуального, значимого материала.

 

В данном методическом пособии вы познакомитесь с основными типами темперамента детей и научитесь их различать. Вы поймете, что темперамент влияет на поведение ребенка, и это нужно принять и приспособиться к особенностям его поведения, его темпу и ритму, к устойчивости чувств, степени волевого усилия, активности или пассивности, не пытаясь их изменить, так как невозможно изменить свойства нервной системы человека. Вы узнаете пять принципов позитивного подхода в воспитании и сможете внести существенные полезные изменения в жизнь своих детей, ведь цель позитивного воспитания - развить в них стремление к сотрудничеству и творческой самореализации.

 

Пособие раскрывает значимость полноценного общения взрослого и ребенка, их сотрудничества и взаимопонимания. Основное внимание уделено ознакомлению со способами «Я-сообщения» как одной из форм эффективной коммуникации во взаимодействии с детьми, обеспечивающей им чувство психологической поддержки. Рекомендации могут быть использованы учителями и библиотекарями для проведения занятий с родителями с целью их психологического просвещения.

 

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для проведения групповых занятий по библиотерапии «Притчи о дружбе». Дружба в юношеском возрасте имеет особое значение. С развитием самосознания возникает потребность в глубоком и содержательном общении. Очень важна в юношеской дружбе близость и доверительность («друг знает о тебе всё»), прочность и устойчивость («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь и верность («друг никогда не подведет»). Интерес к другу, стремление понять его и заботиться о нем способствует лучшему осознанию собственной личности и одновременно – формированию необходимых навыков общения. В дружеских отношениях на первый план выходят истинные человеческие ценности.

 

Подростковый и юношеский возраст - важнейший период в развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует собственные жизненные установки, осваивает различные социальные роли. Его будущее зависит от того, как он относится к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа успешной социализации молодого человека. Отметим, что библиотека может внести немалую лепту в формирование толерантного сознания юных читателей. Библиотека – территория толерантности: она обслуживает всех посетителей без исключений

 

Пособие раскрывает значимость полноценного общения взрослого и ребенка, их сотрудничества и взаимопонимания. Основное внимание уделено ознакомлению со способами «Я-сообщения» как одной из форм эффективной коммуникации во взаимодействии с детьми, обеспечивающей им чувство психологической поддержки. Рекомендации могут быть использованы учителями и библиотекарями для проведения занятий с родителями с целью их психологического просвещения.

 

Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – это процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать ли ему в выработке компромиссных решений или оставить это другим». Следовательно, важно иметь представление о конфликтах и способах поведения при возникновении спорных ситуаций. Актуальность темы также продиктована распространенными стереотипами в области конфликтологии. Один из них указывает на то, что конфликтные ситуации решаются исключительно силовыми методами. Однако существуют разнообразные конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к выигрышу обоих оппонентов. Согласно другому стереотипу, конфликты рассматриваются как негативное взаимодействие, которое необходимо избегать или подавлять. Вместе с тем известно, что конфликты не только допустимы, но могут быть полезны и даже желательны...

 

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для проведения занятия с юношеской аудиторией по рассказам Татьяны Толстой «Соня» и «Самая любимая». Герои рассказов – Соня и Женечка - люди своеобразные, непохожие на других. Отношение к ним может быть противоречивым и неоднозначным. Такие люди нас и привлекают, и отталкивают одновременно. Рассказы Т. Толстой заставляют задуматься и учат быть более терпимыми к тем, кто не похож на нас. Разработанный материал может служить основой для подготовки мероприятия по произведениям Т.Толстой.

 

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для проведения групповых занятий по библиотерапии «Притчи как способ самопознания». В данном методическом пособии мы рассматриваем, как могут быть использованы притчи в работе с читателями. Мы разделили занятия на три части. Каждая часть имеет двухчасовую продолжительность, которая может варьироваться в зависимости от количества участников. В пособии изложен алгоритм проведения занятий, даны примеры толкования притч. В приложении подобраны притчи различного содержания, в том числе и современные. Рекомендации могут быть использованы специалистами, работающими как с юношеской аудиторией, так и с людьми старшего возраста, для проведения занятий на данную тему.

 

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации, посвященные проблеме общения. Умеем ли мы общаться? Уверены, что многие утвердительно ответят на этот вопрос. Но в какой форме проходит наше повседневное общение? Чаще всего это разговор, беседа, обмен информацией. Однако понятие общения намного обширнее, чем обыденное наше понимание. Оно включает и наблюдение за собеседником, и интерпретацию его поступков, и понимание его эмоций и пр. Словом, все то, что в психологии объединяется словосочетанием «социальной перцепции».

 

Предлагаем Вашему вниманию методические рекомендации к проведению мероприятия по изучению психологических особенностей поведения человека в толпе. В пособии приводится классификация толп, раскрываются причины привлекательности толпы для молодежи, описываются изменения, присходящие с личностью в толпе, разбираются правила поведения в толпе. При обращении к данной теме мы опирались на произведения Б Васильева «Утоли моя печали», Р. Брэдбери «Толпа», Р. Джованьоли «Мессалина». При подготовке мероприятия предварительное чтение данных произведений обязательно лишь для ведущего.

 

Данное методическое пособие посвящено теме стресса. Сегодня мы ощущаем все большее его присутствие в нашей жизни. Поэтому каждый из нас должен не только научиться жить в условиях стресса, но и уметь снижать его чрезмерный уровень. В пособии мы расскажем о симптомах, причинах стресса и предложим вашему вниманию эффективные приемы, помогающие справиться со стрессовой ситуацией. Это визуализация, управление дыханием, релаксация, аутотренинг и другие. Несмотря на то, что эти приемы кажутся простыми, качественное овладение ими требует терпения и постоянства. Особенно это касается аутогенной тренировки. Применяя наши рекомендации в жизни, вы всегда будете в тонусе и хорошем настроении.

 

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для проведения занятия с подростками по рассказу Нодара Владимировича Думбадзе «Собака». Многие его произведения автобиографичны. Н. Думбадзе (1928 – 1984) был человеком нелегкой судьбы, что является для нас ценным при психологическом анализе его произведений. Рассказ «Собака» мы выбрали не случайно. Это произведение напоминает притчу, а притча всегда многослойна и включает множество важных тем. И каждая из этих тем может быть раскрыта настолько глубоко, насколько готов к этому сам читатель. Наше внимание привлекли две темы: человек и природа; подросток и семья.

 

Предлагаем Вашему вниманию методические рекомендации для проведения занятия «И все-таки справились!» по повести Максуда Ибрагимбекова «За все хорошее - смерть». Занятие раскрывает актуальные проблемы для подростков: лидерство, экстремальные ситуации, любовь в подростковом возрасте. Что именно делает подростка лидером: обстоятельства, личные качества, ценности той или иной группы? Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению и на этот вопрос отвечают по-разному. На наш взгляд, ответ могут дать сами подростки, а беседу поможет организовать обращение к повести М. Ибрагимбекова, которую рекомендуется прочитать заранее.

 

Предлагаем Вашему вниманию методические рекомендации для проведения занятия на тему счастья в человеческой судьбе. Пособие основано на психологическом анализе пьесы Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». На наш взгляд, тема счастья в этом произведении является одной из основных. Вместе с героями мы понимаем, что каждый человек имеет право на счастье и должен стремиться к нему, преодолевая трудности. Разработанный материал может служить основой для подготовки мероприятия по творчеству Алексея Арбузова. На материале пособия возможна организация дискуссии, диспута, беседы.